четверг, 25 ноября 2010 г.

Нью-Йорк. Марафон.

Я умышленно не стал писать о Нью-Йоркском марафоне сразу. Мне хотелось выдержать паузу, чтобы прийти к полноценному осознанию его результатов. И вот, время пришло.

Первое, что пришло в голову, когда я увидел подготовку к старту – все очень похоже на аналогичный процесс в Бостоне. Собираются огромные толпы людей, они садятся на паром. Все они разные: медленные  и быстрые, полные и худые, загорелые и бледные, старые и молодые. Кто-то жует печеньку, кто-то просто слушает музыку, кто-то в шортах, кто-то в штанах, в общем все краски американского общества. Огромное внимание уделено безопасности. Кругом охрана, очень много полицейских с солидным вооружением, у одного я даже заприметил винтовку, которой впору сбивать вертолеты. Все как один в бронежилетах, в очках-капельках и с ну очень напряженными лицами. С парома пересаживаемся в автобусы, которые довезут до места старта. Потом еще немного пешком. Дошли до места, куда уже не пускают посторонних, а поскольку я был с семьей, их, конечно не пропустили. Валя, как самая одержимая, в хорошем смысле слова, дошла до самого последнего рубежа, на котором стоял настолько суровый спецназовец, что уже только по его лицу можно было понять всю бесперспективность попыток пробраться дальше.

Попав внутрь я очень остро осознал, что к рубежу подобрался и я. Вот он итог года работы, диет, сборов. На улице очень холодно, практически морозно, светит солнце и дует довольно сильный ветер. Осмотрелся и понял, что старт  приходится на мост, это означало, что первые километры придется бежать в гору с почти встречным ветром. Но до старта еще было время, которое надо было использовать с пользой. Для начала просто не замерзнуть – в «блатные» палатки меня не пустили, сославшись на отсутствие на моей руке браслета kids friend. Там у них, конечно, коммунизм: стоят обогреватели, наливают чай… Но «простым сметным» вход туда заказан. Нашлась, правда, и палатка для остальных, без обогревателей, но хоть защищающая от пронизывающего ветра. Но и туда попасть оказалось ничуть не проще. Браслета никто не требовал, а потому в нее набилось такое количество людей, что найти пару десятков квадратных сантиметров для хотя бы одной ноги оказалось очень непросто. В результате мне удалось пристроиться на небольшой кусок травы (никакой подстилки в палатке не предусмотрели), который только что освободился. Впрочем, намного легче не стало. В палатке чуть теплее – около 6 по Цельсию против одного градуса за бортом, - что, конечно, очень сложно назвать комфортными условиями. В общем, не суть. Когда пришло время разминаться, я понял, что и это сделать будет проблемно. Людей столько, что невозможно найти пару метров свободного по прямой пространства. Единственной подходящей площадкой оказалась зона туалетов. Традиционные кабинки био-туалетов были выстроены в довольно длинный ряд, штук, наверное, с 30. В каждый из них выстраивалась небольшая очередь. Если посмотреть сверху, вся эта «конструкция», вместе со стоящими в очереди людьми, показалась бы похожей на грабли. Между зубьями этих граблей и оградой, отделяющей зону туалетов, имелся небольшой просвет, длиной метров 30-40. Там и поразминались.

По требованиям марафона за 45 минут до старта нужно уже стоять в своей секции готовым к старту, а значит нужно предварительно сдать вещи. По классике жанра сдавать их надо бог знает где. Дабы не замерзнуть перед стартом, пришлось смириться с потерей ветровки, разминочные брюки и те, в которых я бегаю - хорошо, что хоть не новые. Время до старта прошло довольно быстро.Уже перед самым стартом появился Блумберг, которые произнес речь, затем объявили состав звезд легкой атлетики, принимающих участия в Марафоне.  Состав «сборной звезд» оказался очень сильным, среди них были и Хайле Гебрессилассие, Мартин Лель, Роберт Чериот… Это люди с личниками по 2:05, не раз выигрывавшие марафоны серии World Marathon Majors.

Наконец, дали старт. Старт, о чем я уже вспоминал, это миля в гору на мост, который ведет в Бруклин. Ветер, правда, хоть и дул под 30 градусов в лицо, оказался не таким сильным, как я ожидал. Я ждал вообще какого-то шквального ветра, получился просто сильный.  Я бегу своё, прекрасно зная, что «умирать» на первой миле не надо, вокруг очень быстрые ребята, все держаться одной толпой, отчего куча неприятностей. Некоторые падают, другие просто матерятся. В этом смысле стало чуть легче уже после моста. Я бегу с мыслью, что бежится нелегко: бывает, что ноги буквально летят, а тут иначе. Бегу в среднем 3:47. Кстати, надо сказать, что на американских иногда нет километровых отметок, не было их в Нью-Йорке, несмотря на то, что он крупнейший и из Европы приезжает огромное количество людей – по паре тысяч из каждой европейской страны.

Трасса почти полностью состоит из подъемов и спусков, что не очень помогает. Правда нашелся и плюс для меня: я люблю длинные прямые – зацепишься взглядом за конец прямика и бежишь. Так пробегаешь 5 километров, поворачиваешь и снова прямая. Еще тройка километров. Бежится, впрочем, тяжело, но, по крайней мере, ничего не болит и не жарко.

Первая половина закончилась при переходе в сторону Манхеттэна. Пробежал я ее за 1:22,25. Не слишком хорошо, ведь даже простым умножением на 2 получается, что весь марафон «потянет» на 2:45. Что уже хуже, пусть и не намного, личника.  Но, думаю, ладно, быстрее бежать все равно нельзя было, да и впереди вторая половина, в которой надо пытаться набегать. Потому результатом, по большому счету, остался удовлетворен. Вторая половина началась с моста. Мал по малу начал нагонять народ. Бежится тяжеловато, но в целом, неплохо: миля за 6,12, это мой темп. Надо бы чуть быстрее, 6,05 – 6,07, но и 6,12 неплохо. Бежим дальше.

Забежали в Манхеттэн и… Просто безумное количество людей. Если на Крещатике в выходной погожий день согнать всех людей на один тротуар, можно будет представить, что, примерно, творилось в тот день в Нью-Йорке. Все очень неплохо подготовлены, у каждого если не дудка или свисток, то какой-то плакат или шарики. Я даже не возьмусь сказать, чего во всем этом шуме больше: пользы или вреда. С одной стороны, это сильно отвлекает, с другой – как ни крути, это солидная поддержка. Все же, когда на тебя смотрят тысячи людей, больше стараешься, как-то хочется бежать технично, как это делают великие. Так закончился третий десяток. Снова горка, подъем на 21-ю милю. Я понимаю, что мне уже жарко и раздеваюсь. Одетым, в данном случае,  я отличаюсь от раздетого только ленточкой на голове и нарукавниками, а на последних километрах пришлось избавиться еще и от перчаток.  Дальше разворот и выход в парк – самое время бежать во весь опор. Понимаю, что по best result пробежать уже никак не выйдет. Эта мысль в определенной мере угнетает, но ведь и трасса непростая, и в целом результаты ниже по сравнению с Бостоном. Те, кто обычно бежит по 2:04 в лучшем случае бегут 2:08.

Последние мили бегу с мыслью: «главное, чтобы ничего не заболело». Обычно на гонку я беру с собой пару таблеток но-шпы. Она очень нужна в жаркую погоду – отчего в таких случаях у меня начинает болеть печень. А вот в холод уже второй раз она мне не пригодилась. Бегу быстро, хочется быстрее, но не получается. Вот уже и последняя миля. Народу просто огромное количество. Гул стоит такой, будто ты на финальном матче Чемпионата мира по футболу. Columbus Circle, снова парк и финиш. Забегаю, на табло 46 с копейками. Внутренне расстроен – прибавил больше трех минут к личнику, но понимаю, что уже все позади. И вот с этого места начинается спортивная культура Америки. Каждый, кто тебя встречает, непременно от всей души поздравляет. «Congratulations» так и сыплется со всех сторон. И потом, еще пару дней, по Нью-Йорку ходять люди в крос совках и с медалями, собирающие многочисленные «Congratulations». И совсем не важно, тренировался ли ты целый год, побывал на трех сборах и пробежал за 2:45, или ты просто «побегиваешь» время от времени и пробежал марафон за 7 часов. В этом и есть величие Нью-Йоркского Марафона. И еще одно впечатление: марафон проходит в воскресенье, а уже в понедельник Нью-Йорк начинает готовится к Рождеству. Будто кто-то нажал на какой-то переключатель. Одно событие завершено, начинается подготовка к другому.

Организация марафона почти безупречная, особенно учитывая, что в нем принимает участие почти полсотни тысяч человек. И это видно во всем. Марафону здесь уделяют огромное внимание. И мне искренне жаль, что в Киеве нет ничего подобного. Здесь негде бегать, да и некому до этого нет дела. Я бы с удовольствием принял участие в организации и популяризации марафона в Украине, если бы увидел хотя бы одного человека из тех, кому реально принадлежит власть, которому это нужно. А ведь начинать надо даже не с марафона, а с детского пробега в пару километров.

PS. Спустя два дня уже в Киеве мне мой друг Владимир Турик говорит, что на приеме у французского посла беседовал с Жаном Лемьером,  и выяснилось, что он тоже пробежал Нью-Йоркский марафон. А днем позднее я случайно встретил его за обедом. Я подошел к нему и поздоровался и спросил, как он пробежал Марафон. Он ответил, что за 5 с небольшим часов. Он француз, ему 60 лет, он прекрасно выглядит, работает в Украине и летает в Нью-Йорк бегать марафон. 

4 комментария:

  1. Хоть кто-то из Украины думает о спорте! Не уезжайте жить за границу! Вами гордится страна! :)

    ОтветитьУдалить
  2. Круто,
    Я тоже хочу в Нью-Йорк на пробежку :-)

    ОтветитьУдалить
  3. кстати, пока помню - вам там в банк кондишены не нужны?

    ОтветитьУдалить
  4. «Congratulations»!))) Периодически я прохожу одну программу, на которой в последний раз спортивную часть вела бывшая спортсменка по бегу в марафоне. Она рассказывала об особенной важности чистоты организма в этом спорте. Вы когда-нибудь чистили печень? Ваши диеты включают масла - кунжутное, расторопши, тыквы...?
    С наилучшими пожеланиями)))

    ОтветитьУдалить